Классному руководителю
Положение о МО классных руководителей
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
I. Общие положения.
1.1. Методическое объединение классных руководителей
- структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
II. Основные задачи
2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2.2 Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
2.3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
2.5.Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей.
2.6.Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных руководителей.
3. Функции методического объединения
3.1. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных руководителей.
3.2. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.
3.3. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.
3.4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
3.5. Обсуждение социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
3.6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
4. Документация
-список членов метод. объединения;
-годовой план работы МО;
-протоколы заседаний МО;
-программы деятельности;
-аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля ( копии справок, приказов);
-инструктивно - метод. документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
-материалы « методической копилки» классного руководителя.
5. Структура плана МО классных руководителей
5.1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся воспитанников и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году.
5.2. Педагогические задачи объединения.
5.3. Календарный план работы МО, в котором отражаются:
-план сессий ( заседаний) МО;
-график открытых мероприятий классов;
-участие МО в массовых мероприятиях школы.
5.4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
- темы самообразования классных руководителей:
- участие в курсах повышения квалификации
- подготовка творческих работ, выступлений докладов на конференциях;
- работа по аттестации педагогов.
5.5. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
5.6. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.
6. Функциональные обязанности руководителя МО классных руководителей
6.1.Руководитель МО объединения классных руководителей отвечает:
- за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности МО классных руководителей;
- за пополнение методической копилки классного руководителя;
- за своевременное составление документации о работе объединения и
проведенных мероприятиях;
- за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
- за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
- за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
- за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей.
6.2.Руководитель МО объединения классных руководителей организует:
- взаимодействие классных руководителей-членов м\о между собой и с другими подразделениями школы;
- открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания МО в других формах;
- изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей;
- консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;
- координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;
- содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;
- принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей.
Требования к документации
Требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования
Статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании определен перечень программно-планирующей документация воспитания. При организации идеологической и воспитательной работы необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами и информационно-методическими материалами по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (Приложение 1 к инструктивно-методическому письму Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»).
Каждое учреждение общего среднего образования разрабатывает организационно-управленческую модель документального сопровождения воспитательного процесса.
Основный компонент данной модели:
Программа воспитания учреждения общего среднего образования сроком на 5 лет .
Программа воспитания учреждения общего среднего образования разрабатывается в учреждении образования сроком на пять лет на основе Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, областной, районной (городской) Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи и определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся и утверждается руководителем учреждения образования. Каждое учреждение образования может составлять на основе региональных и республиканских мероприятий циклограмму общешкольных воспитательных дел.
Значимый компонент модели документального сопровождения воспитательного процесса – планирование различных направлений идеологической и воспитательной работы. Назначение планов – упорядочить деятельность всех участников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию идеологической и воспитательной работы, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом.
При составлении планов необходимо соблюдать следующие требования:
- соответствие целей, направлений, содержания планов нормативным правовым документам и информационно-методическим материалам Министерства образования по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования, годовому плану учреждения общего среднего образования;
- актуальность и целенаправленность – отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на достижение цели и решение задач воспитания обучающихся в соответствии с нормативными требованиями;
- психолого-педагогическая обоснованность мероприятий;
- разнообразие форм, методов идеологической и воспитательной работы, деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий.
В целях совершенствования воспитательной деятельности, более детального ее планирования наряду с планом идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год составляются планы, рассчитанные на четверть (полугодие). Такие планы разрабатываются в форме таблицы, графика – планы-графики, планы-сетки мероприятий, что позволяет более рационально планировать и без перегрузок реализовывать предстоящую работу с учетом возможностей подготовки конкретных мероприятий.
В учреждении образования разрабатываются:
План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год (далее – план).
План разрабатывается на основе программы воспитания учреждения общего среднего образования и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе в шестой школьный день, (названия мероприятий, сроки, место их проведения, участники, а также ответственные за их проведение) входят в подразделы данного плана.
План идеологической и воспитательной работы на четверть (полугодие), включая работу на каникулах.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (составляется на период реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении).
План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
План работы Совета профилактики (входит в план работы учреждения) и протоколы заседаний Совета профилактики.
План работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей.
Рекомендуемая модель плана идеологической и воспитательной работы – по содержанию воспитательной деятельности, в соответствии с основными составляющими непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи:
- идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
- гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
- нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
- воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;
- гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
- семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
- трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,
- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
- воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
В структуре учетно-планирующей документации также должны быть представлены:
- Программы объединений по интересам, разработанные на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи (статья 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
- Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи, экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи (в случае необходимости).
- Локальные акты (положения): о методическом объединении классных руководителей, о школьном самоуправлении и др.
- Расписание работы объединений по интересам (кружков, секций и т.д.).
- Информационно-аналитический банк результатов мониторинговых исследований воспитательного процесса.
- Аналитический отчет учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год.
Вся необходимая органам управления образования и заинтересованным структурам аналитическая информация должна содержаться в отчете учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год, а также в аналогичных отчетах конкретных специалистов (педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, педагогов-организаторов, специалистов СППС). Недопустимо требование различными местными управленческими и методическими структурами от педагогических коллективов подготовки дополнительных многочисленных текущих отчетов (аналитических информаций) локального значения.
Документация, которую необходимо вести педагогическому работнику, выполняющему функции классного руководителя:
- План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).
- Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).
- Аналитический отчет о воспитательной работе за год.
Документация, которую необходимо вести педагогу-организатору:
- План работы педагога-организатора на год.
- План работы на четверть (полугодие).
- Аналитический отчет о работе за год.
Документация ОО «БРПО»:
- План работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины, работы школы актива и т.п.).
- Решения заседаний совета дружины.
- Краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год.
Документация ОО «БРСМ»:
- План работы первичной организации на год.
- Протоколы собраний.
- Краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год.
Документация СППС учреждения образования:
- План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования).
- Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (семестр, полугодие).
- Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год.
- Графики работы специалистов СППС учреждения образования.
- Социально-педагогическая характеристика учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя).
- Материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы).
- Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.
- Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
В соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» и постановлением Министерства образования от 26.07.2011 № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования создаются социально-педагогические и психологические службы (далее – СППС). Учреждения образования разрабатывают Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. В приказе о создании СППС указывается ответственное лицо, на которое возлагается руководство СППС, это может быть руководитель учреждения образования либо его заместитель (руководитель структурного подразделения). Руководитель отвечает за перспективное планирование.
В план работы СППС включаются мероприятия по следующим направлениям:
- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся защита прав и законных интересов обучающихся;
- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
- участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
- организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
- оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
- участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
- участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности и др.
Подробный план работы СППС дает нормативное основание для проведения работ, привлечения к ним педагогов, других работников, использования оборудования и помещений.
Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС учреждения образования в соответствии спланом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (составленного на основании Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденной приказом Министерства образования от 24.05.2011 № 336) и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 117) и утверждаются руководителем учреждения образования.
Министерство образования обращает внимание на то, что акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (по форме Приложения 2 к Инструкции от 28 июля 2004 г. № 47) составляются только при подготовке решения о постановке обучающихся на учет (снятии с учета) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Другая информация о посещении семей составляется в свободной форме, но обязательно с указанием цели посещения и соответствующих выводов.
Педагог-психолог и педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования с учетом сложившейся традиции планирования и специфики функционирования учреждения образования. Это могут быть планы на четверть, семестр, полугодие. В отличие от плана работы на год, в текущем плане детализируются, уточняются по времени запланированные раннее мероприятия, а также включаются виды работ, диктуемые актуальной ситуацией.
К необходимым видам учетно-планирующей документации СППС учреждения образования также относятся документы, сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, а также психолого-педагогическую диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования.
Специалисты СППС ведут журнал учета консультаций участников образовательного процесса, в котором фиксируются фамилии, имя, отчество обратившихся или шифр в случае анонимного обращения, тема консультации, рекомендации консультируемого, при необходимости могут вносится планируемые дальнейшие действия специалиста (например, пригласить кого-либо на беседу, дать рекомендации педагогам и т.д.).
Коррекционная (развивающая) психологическая помощь документально обеспечивается используемыми программами (с указанием источника или списка использованной литературы при самостоятельном составлении программы), схемами проведенных занятий, списками участвовавших в них, а также кратким рефлексивным аналитическим материалом по итогам реализации программы.
Психопрофилактическая и просветительская помощь предполагает накопление используемых материалов лекций, бесед, проведенных занятий и игр, сценарии мероприятий, рекомендаций, изданных методических материалов, листовок и т.п.
При реализации диагностического направления работы специалисты хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, записки по итогам проведения исследований и т.д.
Рабочая документация специалиста СППС учреждения образования определяется актуальными потребностями специалиста и включает оптимальное количество документов для организации и фиксации его профессиональной деятельности. Этика профессиональной деятельности требует, чтобы каждый вид работы сопровождался подготовкой тех или иных документов, подтверждающих начало, ход и окончание процесса.
Необходимо четко различать документацию СППС и документацию специалистов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы документация, т.н. рабочая документация. К ней могут относиться планы работы специалистов на год (в отличие от плана работы СППС), рабочие планы отдельных мероприятий, промежуточные записи о сопровождении случаев и т.п.
В процессе сбора данных об учащихся также накапливаются справки, выписки из документов, позволяющие в дальнейшем составлять психолого-педагогические характеристики обучающихся. Документы такого рода не подлежат строгой формализации и регламентированию. Следует избегать составления излишних тематических планов и папок. При увольнении специалисты СППС передают соответствующую документацию руководителю СППС или сдают на хранение руководителю учреждения образования.
Местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям органов управления образованием недопустимо на уровне области, района (города) разрабатывать и предъявлять к исполнению учреждениями общего среднего образования нерегламентированные нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования требования к ведению планирующей и учетно-отчетной документации по организации идеологической и воспитательной работы и загружать педагогических работников несвойственными их функциональным обязанностям поручениями по выполнению данных требований.
Функциональные обязанности классного руководителя
Функциональные обязанности классного руководителя государственного учреждения образования «Заболотский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - базовая школа»
- Общие положения
- Классный руководитель назначается и освобождается директором школы.
- Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
- В своей деятельности классный руководитель руководствуется Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства и Министерства образования Республики Беларусь, распорядительными документами отдела образования Минского районного исполнительного комитета по вопросам воспитания учащихся, Уставом гимназии, Правилами внутреннего трудового распорядка.
- Классный руководитель соблюдает Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Функции
- Организация образовательного процесса
Классный руководитель:
- занимается воспитанием учащихся, формированием у них общей культуры, содействует социализации обучающихся;
- защищает права ребёнка, организовывает выполнение учащимися Устава школы;
- осуществляет контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся;
- ведет в установленном порядке документацию класса, проверяет дневники учащихся в конце каждой недели, следит за правильностью записей в нем, отмечает количество пропущенных уроков, делает замечания о поведении учащихся;
- сотрудничает с учителями-предметниками, педагогом социальным, педагогом-психологом, создает комфортные психологические условия для пребывания ребенка в школе;
- проводит индивидуальную работу с учащимися и их родителями по повышению успеваемости класса;
- планирует и организует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса, плана работы школы на текущий учебный год;
- организует горячее питание учащихся класса, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований учащимися класса при приеме пищи;
- организует досуг учащихся в каникулярное время;
- участвует в организации летнего оздоровления учащихся в школьных и профильных лагерях;
- в обязательном порядке посещает все инструктивные совещания, в случае своего отсутствия на них (независимо от причины) обязан сообщить об этом заранее, узнать содержание прошедших совещаний, а также выполнить в срок все указания, полученные на этих совещаниях.
- Работа с семьей
Классный руководитель:
- проводит диагностику семейных отношений, микроклимата семьи;
- посещает учащихся своего класса на дому, проводит рейды «Подросток», «Семья», изучает быт ребенка, условия его воспитания и обучения; выявляет неблагополучные, малообеспеченные семьи, семьи с признаками ненадлежащего воспитания и содержания детей в семьях, а также неполные семьи; оказывает содействие и осуществляет первостепенный контроль за детьми из данных семей, планирует более частые их посещения в целях оказания помощи, а также профилактики правонарушений учащихся;
- привлекает родителей к активному участию в жизни класса и школы: коллективной трудовой деятельности, участию в подходах, экскурсиях, спортивных и других мероприятиях;
- проводит родительские собрания и заседания родительского комитета, дни открытых дверей для родителей, обобщает и пропагандирует опыт семейного воспитания, проводит семейные встречи и праздники, организует семейные кружки и выставки;
- организует работу по государственной защите детей, находящихся в социально опасном положении.
- Организация самоуправления в классе
Классный руководитель:
- организует в начале учебного года выборы актива класса, распределение поручений для учащихся, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;
- оказывает педагогическую помощь в организации и работе ученического самоуправления, первичных организаций БРСМ, БРПО.
- выявляет уровень интересов детей, вовлекая их в работу кружков, спортивных секций, занятий по интересам.
- Трудовая деятельность класса
Классный руководитель:
- организует дежурство учащихся, привлекает их к уборке класса, школы, школьного двора, к работе в ремонтных бригадах, другим трудовым акциям;
- ведет учет трудовых дел каждого ученика;
- организует ученический коллектив для проведения общешкольных мероприятий.
- Психолого-педагогическая диагностика и коррекция
Классный руководитель:
- проводит диагностику личности (при помощи педагога-психолога): выявляет уровень тревожности ребенка, его индивидуальные способности, уровень адаптации к школе, воспитанности и др.
- регулярно изучает классный коллектив: определяет уровень его воспитанности, развития, сплоченности и т.д., наблюдает за развитием межличностных отношений, психологического климата в коллективе и др.;
- изучает семьи учащихся;
- изучает социум ребенка, его окружение, наклонности и способности;
- создает социальный паспорт класса;
- определяет основные методы и формы работы с классом, способствующие формированию коллектива детей и родителей, воспитанию каждого ребенка.
- Индивидуальная работа с детьми
Классный руководитель обязан:
- вести дневник наблюдений за детьми своего класса (журнал классного руководителя);
- на основе психолого-педагогической диагностики выявлять детей, имеющих склонности к различным видам деятельности, изолированных детей, а также детей, склонных к совершению аморальных поступков и правонарушений;
- создавать индивидуальные планы работы с этими детьми, вовлекая их в общешкольную и классную деятельность.
- Работа по обеспечению здоровых и безопасных условий воспитательного процесса в классе
Классный руководитель:
- ежедневно до начала занятий, а также в течение всего учебного дня контролирует в закрепленном за классом учебном помещении состояние правил безопасности. В случае нарушения требований общей безопасности, санитарно-гигиенических правил, угрожающих здоровью и жизни учащихся, принимает меры по их устранению или переводит учащихся в другое помещение, сообщив об этом администрации школы.
- организует в учебном классе безопасное состояние помещения, мебели, электропроводки, электросветильников, наглядной агитации;
- выполняет сам и обеспечивает выполнение всеми учащимися класса правил общей безопасности в школе;
- не выполняет сам и не допускает учащихся к выполнению работ, не отвечающих требованиям безопасности;
- не допускает внесения в официальные документы (классные журналы, журналы регистрации инструктажей, дневники учащихся и т.п.) ложных сведений и записей по вопросам охраны труда;
- ежегодно перед началом отопительного сезона в целях обеспечения нормального температурного режима организует в классе оклейку окон;
- при проведении любых массовых мероприятий, походов, работ проводит обучение мерам безопасного поведения учащихся своего класса;
- организует питание учащихся в столовой;
- сообщает директору школы, его заместителям о каждом несчастном случае, которые произошли с учащимися класса;
- осуществляет надлежащий надзор за учащимися, чтобы не допустить совершения учащимися действий, наносящих ущерб своему здоровью и жизни, а также другим учащимся или работникам школы
- не допускает служебной халатности и несет личную ответственность за сохранение здоровья и жизни учащихся при проведении классных, школьных и внешкольных мероприятий.
2.8. Работа по организации шестого школьного дня
Классный руководитель:
- планирует и обеспечивает качественное проведение мероприятий с классом в шестой школьный день;
- обеспечивает организацию свободного времени детей и подростков в шестой школьный день;
- ведет учет посещаемости учащимися класса мероприятий шестого школьного дня;
- взаимодействует с семьей по включению родителей в организацию шестого школьного дня;
- предоставляет ежемесячно отчет с приложением фотографий о проведении с классом мероприятий шестого школьного дня (срок: до 5 числа следующего календарного месяца).
Права
Классный руководитель имеет право:
- На защиту профессиональной чести и достоинства.
- Выбирать и использовать методики воспитания.
- На повышение своего профессионального уровня.
- На защиту от необоснованного вмешательства в свою профессиональную деятельность со стороны родителей.
- Устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка в целях педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
Ответственность
Классный руководитель:
- несет ответственность за жизнь и здоровье учеников класса, обеспечивает безопасную организацию и проведение образовательного процесса;
- регулярно проводит с учащимися класса занятия по обучению мерам безопасного поведения;
- овладевает здоровьесберегающими воспитательными технологиями;
- проводит регулярную просветительскую работу по формированию у учащихся основ здорового образа жизни;
- обучает учащихся планировать свой рабочий день, соблюдать режим дня, выбирать оптимальный режим учебной нагрузки;
- несет ответственность за повышение уровня воспитанности учащихся класса.
Взаимоотношения. Связи по должности
Классный руководитель:
- Работает в режиме шестидневной школьной недели.
- Получает от администрации школы, социально-психологической службы материалы нормативно-правового и организационно-воспитательного характера.
- Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с администрацией, социально-психологической службой, педагогическими работниками школы.
Рекомендации классным руководителям в работе с подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.