Образовательные технологии
Педагогические технологии
Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но недостаточным условием.
Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору
методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы,на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?
Чем же методика отличается от технологии?
Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.
Любая технология имеет свою структуру.
Структуру образовательной технологии составляет:
- Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть– совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
- Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
- гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса УДО;
- целостности образа мира,реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
- учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка- соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
- комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
- педагогической поддержки— решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
- профессионального сотрудничества и сотворчества— профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) УДО осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.
К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
- физкультурно-оздоровительные;
- проектной деятельности;
- исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- личностно-ориентированные;
- игровую;
- ТРИЗ;
- коррекционные и др.
В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемы в образовательном процессе УДО являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.
Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе УДО, являются здоровьесберегающими.
Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования РБ:
- Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
- Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»
- Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
- Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
- Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
- Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
- Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
- Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
- Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
- Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».
Коррекционные технологии
К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:
- Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;
- Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.
Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:
- арттерапия
- сказкотерапия
- психогимнастика
- музыкотерапия
- артикуляционная гимнастика
- су-джок терапия
- технологии воздействия цветом
- технологии коррекции поведения
- тренинги
- песочная терапия и др.
Реализуются данные виды технологий специалистами УДО (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.
Технологии проектирования
Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.
Данные технологии реализуются в процессе:
- работы в группах, парах;
- бесед, дискуссий;
- активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.
В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.
Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология
- А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Технология исследовательской деятельности
Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Известны исследовательские технологии:
- Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
- Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (РФ).
На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.
Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.
Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:
- эвристических бесед;
- вопросов проблемного характера;
- наблюдений;
- моделирования;
- опытов;
- фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражания голосам и звукам природы;
- использования художественного слова;
- дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;
- трудовых поручений, действий.
Игровые технологии
Задачи:
- Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия.
- Преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности.
- Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
- Социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.
Личностно-ориентированные технологии
Задачи личностно-ориентированных технологий:
- Гуманистическая направленность содержания деятельности УДО.
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,
- Индивидуальный подход к воспитанникам.
- Приоритет личностных отношений.
Формы организации:
- Игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность
- Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
- Гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.
Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии
Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Цель информационных технологий:
- расширение возможностей УДО наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка; 2. развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания; 3. заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
- использование глобальной сети Интернет– это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным; 2. использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста) 3. использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:
- носить исследовательский характер;
- быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
- иметь высокий технический уровень;
- развивающими детские навыки и представления;
- носить возрастное соответствие;
- быть занимательными.
По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:
- развивающие воображение, мышление, память;
- говорящие словари иностранных языков;
- простейшие графические редакторы;
- игры-путешествия;
- обучающие чтению, математике;
- мультимедийные презентации
Перечень обучающих компьютерных программ, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ специального образования опубликован в ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012.
ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология
Общая теория сильного мышления (ОТСМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ).
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.
Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Основные задачи:
- развитие управляемого творческого воображения;
- формирование навыков творческого стиля мышления;
- систематичности;
- диалектичности (способности к движению, к саморазвитию)
- не шаблонности;
- смелости решения;
- творческой интуиции;
- развития речи.
В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:
- эвристическая игра,
- мозговой штурм,
- коллективный поиск.
Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.
Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Физкультурно-оздоровительные технологии
К используемым в практике УДО физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:
- Глазыриной Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
- Базарного В.Ф. – «Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»;
- Боковец Ю.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Хочется подробнее остановиться на оздоровительной технологии Базарного В.Ф. которая позволяет обучать, развивать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф. Базарного – это строительство образовательного процесса на основе телесной вертикали и зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов” на основе ситуационно-образного моделирования. Обладает огромными развивающими, обучающими и здоровьесберегающими возможностями.
Методы оздоровительной технологии:
- Конторка Базарного
- Массажные коврики
- Сенсорные кресты (вертушки)
- Система универсальных символов
- Бегущие огоньки
- Сенсорно-координационные тренажёры
- Природно-экологическое панно
В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:
- закаливания;
- дыхательной гимнастики;
- гимнастики для глаз;
- пальчиковой гимнастики;
- точечного массажа и самомассажа;
- упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
- физкультминуток;
- релаксаций;
- динамических пауз;
- физкультурных занятий;
- занятий на тренажёрах;
- подвижных игр и элементов спортивных игр и др.