В учреждениях дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 112 дней: летние – 92 календарных дня; зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул специально организованные формы (игра, занятие) с воспитанниками не планируются, а проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с детьми.
Каникулы
Подвижные игры летом
Лето – такой период, когда родители с детьми много времени проводят вместе. Хорошая погода дает возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе. В связи с этим одним из важнейших вопросов является организация досуга детей на свежем воздухе.
Подвижная игра – как раз одно из средств, которое поможет не только занять детей в летний период, но и будет способствовать разностороннему развитию детей дошкольного возраста.
Подвижные игры улучшают работу всех внутренних органов и систем. За лето дети чаще всего хорошо развиваются физически, а в дальнейшем гораздо меньше болеют простудными заболеваниями. Во время активных движений: лазаний, прыганий, беганий, бросаний и ловли усиливается обмен веществ, и кровь доставляет больше строительных веществ в нужное место. Кроме того, у детей укрепляются ноги, развивается сила, гибкость, быстрота реакций и выносливость. Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми.
Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя. Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей.
Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением. В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия друзей.
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А родители обязаны помнить, что солнце, воздух и вода –всё должно быть в меру, с пользой для здоровья и развития ребёнка. Полезно играть с детьми на свежем воздухе и родителям! Это позволяет им расслабиться, вернуться в детство, получить массу положительных эмоций, дозу физической нагрузки, а самое, главное – провести весело время со своими детьми, показать, в какие игры они играли в детстве, научить ребёнка играть!
Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны!
Попросите ребенка познакомить вас с подвижными играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения активные совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игр, это могут быть мячи, обручи, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время отдыха на свежем воздухе.
Игры с мячом
«Съедобное – несъедобное» Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное» Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч» Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
«Проскачи с мячом» (игра-эстафета) Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.
«Вышибалы» Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.
Игры со скакалкой.
Прыгать на скакалке дети учатся где-то в 5−6 лет, но это еще не значит, что нельзя все равно попробовать поучиться! Начните с самого простого — обычных прыжков. Дети любят прыгать через трещины в асфальте, камни, лужи. Отработав этот навык, можно начинать прыгать через скакалку. Для начала просто положите ее на пол и дайте ребенку через нее несколько раз перепрыгнуть. Затем начинайте скакалку немного поднимать — только осторожно, не поднимайте ее слишком высоко. Затем перекидывайте скакалку над головой и давайте ребёнку ее просто переступить, постепенно повышая скорость.
Игры – препятствия или «Квест-игры»
Чтобы завлечь детей можно придумать игру с прохождением препятствий или организовать спортивную квест-игру с нахождением спрятанного сюрприза.
Для детей дошкольного возраста можно организовать полосу препятствий. Эта полоса препятствий может быть любая — из спортивного оборудования, с использованием канатов, пеньков, лент, резинок и прочего. Главное, чтобы это было безопасно и интересно.
Народные подвижные игры
Такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей культуры.
Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.
Существуют игры малой, средней, и большей подвижности. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенности, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития ее участников.
Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры короче, степень нагрузки меньше, участие взрослого активнее.
В старшем возрасте игровая деятельность детей становится всё более многообразной, наблюдается проявления самостоятельности (распределения ролей, соблюдение правил игры).
Ну, а сделать русские народные игры привлекательнее помогают различные считалки, сговорки, загадки, попевки. Чем забавнее считалочки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются детьми. Вот некоторые из них:
Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, Был в диване спрятан слон. Ты не веришь? Выйди вон!
Играйте с детьми и ваше лето будет прекрасно!
Летом отдыхаем правильно
Лето самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Поэтому родителям нужно позаботиться о том, чтобы этот период был наполнен радостными переживаниями и событиями. Выезды на природу, поездки заграницу, купание в речке и много другого интересного и захватывающего. Но как сделать так, чтобы отдых запомнился детям и взрослым надолго? Как правильно организовать режим дня? Как не омрачить впечатления ребенка от отдыха?
Для этого необходимо соблюдать несколько основных правил :
• Соблюдать привычный режим дня: прием пищи, прогулка, сон – должны быть в одно и тоже время, как и положено. У детей дошкольного возраста свой режим дня, отличающийся от взрослого человека. И с этим надо считаться.
• Помнить о безопасности ребенка. Прежде всего, позаботьтесь о средствах гигиены, возьмите с собой крем от солнца, если едите в поездку, для ребенка – обязательно панамку или платок. Соблюдайте питьевой режим, чтобы ребёнок не перегревался.
• Кормить ребенка полезной и входящей в его рацион пищей. Избегать использования острых приправ, жареной и соленой пищи. Несмотря на изобилие продуктов летом, все-таки необходимо придерживаться той диеты, которая положена ребенку по возрасту или по индивидуальным показаниям.
• Не допускайте эмоционального перевозбуждения ребенка. Слишком шумные и чрезмерно подвижные игры, длительные переезды, грандиозные фейерверки и прочие громкие радости, могут утомлять детей. Для детей дошкольного возраста это слишком сложное испытание. Организуйте досуг так, чтобы он был щадящим для их нервной системы.
Если Вы с ребенком остались дома в городе
Если родители не планируют отпуск летом, не могут отправить ребёнка ни на дачу, ни к морю, остаётся вариант – провести каникулы в городе, но даже отдых в городе может оставить самые приятные и веселые воспоминания, если подойти к этому вопросу творчески и с полной ответственностью. Родителям можно посоветовать следующее:
• Помогите ребенку составить летний распорядок дня и попробуйте несколько выходных прожить по этому распорядку.
• Продумайте вместе с ребенком тему для каждой недели отдыха и составьте свой тематический календарь каникул, это поможет сделать отдых интересным, познавательным и организованным.
• Подумайте вместе с ребенком, какие секции или кружки хотел бы посещать в следующем учебном году Ваш ребенок, исходя из его интересов и предпочтений.
• Пока вы находитесь на работе, давайте ребёнку посильные интересные задания, так у ребенка не будет ощущения бесцельно проведенного времени.
• Обязательно проводите вечера и выходные вместе, отдавайте предпочтение активному отдыху.
Есть много способов, как провести каникулы не только приятно, но и полезно. Все дети любят узнавать что-то новое, и все они не любят скуку. Если помнить об этом, можно самое обычное занятие превратить в увлекательную игру, которая заинтересует любого ребёнка. А за лето он станет взрослее, умнее, сильнее и счастливее.
Если Вы решили лето провести на даче.
Свежий воздух, солнечные ванны и водные процедуры просто необходимы растущему организму. Вашему ребенку пойдет на пользу смена обстановки, но при этом ваша задача состоит в том, что бы помочь ему провести время с пользой и под присмотром.
Как подготовить ребенку отдых на даче?
• Выделить небольшой участок земли для своего ребенка. Посадите вместе с ним все что угодно. Цветы, укроп, ягоды, но не забудьте учесть его мнение, потому что это его мини-огород. Научите его ухаживать за тем, что посадили. Это разовьет чувства ответственности у вашего ребенка, и он обязательно будет ухаживать за растениями.
• Наверное, не существует таких дачных участков, возле которых не было бы леса. Направьтесь вместе с ребенком в лес возьмите с собой фотоаппарат. Собирайте грибы, ягоды, орехи. Рассказывайте о деревья, травах, которые вы встречаете. Вы можете показать ему, какие грибы съедобные, а какие нет. Показать, какие ягоды можно кушать, а которые нет. Соберите цветы и по приходу в дом, поставьте их в вазу и обязательно сфотографируйтесь с ним, что бы потом, в холодное время года он мог бы вспомнить об этом. Фантазируйте!
• Приобретите маленький бассейн. Обычно дети готовы часами пробыть в воде, что очень даже не плохо. Попросите его помочь вам в установке бассейна, и он не сможет отказать вам. Кроме этого, в бассейне можно интересно и весело играть с водой, которая развивает различные рецепторы, это успокаивает ребёнка и дарит положительные эмоции.
Если Вы решили отпуск провести на море
Маленьким детям возрастом до 3-х лет, нужно определенное время, чтобы адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Чем меньше ребенок по возрасту – тем больше времени ему нужно на адаптацию.
А вот дети старше 3-х лет лучше адаптируются в новой среде, поэтому, им рекомендуется ехать на отдаленные курорты не меньше чем на 3-4 недели. У них адаптация займет всего неделю, тогда 2 недели у них будет на полноценное оздоровление. Дошкольникам разрешается немного позагорать на солнце, но не дольше чем до 11 часов утра, или после 6-ти часов вечера. Не допускайте, чтобы ваши дети долго пребывали на знойном солнце, а также, в воде. Это может обострить различные болезни, находящиеся в организме ребёнка. Не забывайте о соблюдении режима дня!
На пляже также можно интересно провести время. К примеру, сидя рядом с водой можно доставать и рассматривать различные камушки, сравнивать их форму, цвет. Иногда даже попадаются камни с рисунками. Пофантазируйте, придумайте по рисунку какую-нибудь историю. А если такие волшебные камни вам не попались – не расстраивайтесь! Придумайте игры с песком и водой для своего ребёнка.
Игры с природным материалом
«Найди то, что я назову»
Обучающая задача: нахождение предмета по слову - названию.
Содержание игры:
Подбираются овощи и фрукты, похожие по форме (свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко) или по окраске (груша, огурец и др.).
«Узнай по запаху»
Обучающая задача: узнавание предмета при помощи одного анализатора. Содержание игры: овощи и фрукты, имеющие сильный характерный запах (огурец, яблоко, лук и др., режутся на части, чтобы запах ощущался сильнее. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, понюхать и сказать, чем это пахнет. Правила игры : «Не подсматривай. Скажи, чем пахнет».
«Спрячь в ладошке»
Обучающая задача: развивать умение соотносить предметы по величине, развивать внимательность, мелкую моторику рук.
Материал: маленькие и большие ракушки.
Описание: взрослый дает ребенку большую и маленькую ракушки и говорит: «Сравни ракушки между собой». Затем просит ребёнка закрыть глаза и прячет одну из ракушек в своих ладонях. Подобные игры можно проделывать с любыми другими предметами.
«Чудесный мешочек»
Обучающая задача: узнавание предмета на ощупь по перечисленным признакам.
Содержание игры: в мешочке дети находят предметы по описанию. Сначала в мешочек опускают предметы, резко отличающиеся по форме, затем похожие.
Пусть лето станет другом для вашего ребенка!
Игры с водой и песком
Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества.
И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.
Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно
Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза и т.д. – всё это вам пригодится для игрушек-самодело
Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка.