Советы музыкального руководителя

"СИЛА ПЕСНИ"

Сила песни

Александра Лопатина

Мужчина возвращался с работы домой. Он устал и не сразу заметил, что какой-то прохожий зовет его. Молодой человек взглянул на прохожего и заулыбался. Это был его школьный друг Птица. Он даже не помнил его имени. Все звали его Птицей за то, что он все время напевал разные песенки.

 Да же учителя, выгоняя его за пение посреди урока, строго говорили: «Птица выйди из класса или не мешай». Птица вставал и выходил, а из коридора доносилась его веселая песенка.

 - Я стал певцом. Завтра приглашаю тебя на концерт, - улыбнулся Птица и протянул другу билет.

 - После тяжелой работы не до развлечений, - отказался молодой человек. Птица внимательно посмотрел на друга и произнес серьезно:

 - Песня не только развлекает, она каждому дает силу сделать что-то важное в жизни.

 Молодой человек недоуменно пожал плечами, но все-таки пришел на концерт.

 После концерта мужчина долго ходил по улицам, и думал о своей жизни. Несколько лет тяжелого труда ушли на то, чтобы купить клочок земли. Сейчас он копил деньги на дом.

 «Я хотел бы, чтоб в моем доме всегда звучали песни», - подумал молодой человек, но одернул себя: «Сначала надо денег скопить».

 Молодой человек заметил, что идет мимо дома любимой девушки. Он кинул в окно камушек, и девушка выбежала на улицу.

 - Любовь моя, давай завтра поженимся, - вдруг сказал мужчина, удивляясь сам себе. - У меня есть деньги на свадьбу.

 - Я мечтала об этом, - прошептала девушка, – но ты же копил деньги на дом.

 - Дом, мы построим вместе. Это будет лучший в мире дом, высокий, резной и в нем всегда будут звучать песни, - ответил молодой человек.

свернуть

"ПОЧЕМУ ВАЖНО ПЕТЬ ДЕТЯМ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ"

«Почему важно петь детям колыбельные»

С самого младенчества, человек запоминает, дорожит, держит в сознании голос мамы. Мелодия колыбельной надолго западает в подсознание. Колыбельные песни пишут, используя нотки самой чистой любви, собирая их в гармонию нежности. Мелодия колыбельной утешает, успокаивает, заставляет забыть о боли, помогает уснуть. Поэтому, когда ребенок слышит спокойную, мягкую песенку, которую напевает родной голос мамы, ему становится очень хорошо, комфортно и малыш легко успокаивается и быстро засыпает.

Ритуал пения колыбельных на ночь - это способ выразить в песне, звучании голоса, мягкой мелодии свою любовь. Петь колыбельную лучше на улыбке, тогда голосок становится особенно добрым, и совершенно не похож на заунывное напевание. Не нужно думать о том, есть ли у вас слух или чист ли ваш голос, главное тут — это бесконечная ласка, которая изливается из души вашей. Очень трогательно слушать, как отцы поют потихонечку колыбельные для своих крох. Кажется, будто бы вся нежность мира собирается над теплой постелькой в такие моменты.

Колыбельная помогает совсем крохотному малышу  быстрее научится разговаривать. Плавное, медленное звучание часто повторяемых слов, отпечатывается в подсознании, и всплывают позже, облегчая первые попытки ребенка изъяснятся с помощью издаваемых им звуков.

Детям постарше колыбельная помогает  успокоится после дня, который бывает и трудным и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает просто перейти в спокойное состояние отдыха.

Колыбельная расслабляет, помогая в этом – причем не только словами и мелодией.

 Во многих семьях ежевечерняя колыбельная – это ритуал. Ребенок знает уже, что сейчас мама споет песенку – и все тревоги и заботы будут забыты до утра. Можно закрыть глаза и уснуть ведь мама – самое дорогое и родное существо – посредством колыбельной убеждает в том, что все хорошо и сон не будет нарушен.

Ещё одно значение колыбельной состоит для ребенка в получаемой им из песни информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти песни являются, по сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объем информации. А еще их считают замечательным терапевтическим средством.

По заявлениям медиков, колыбельные способны служить профилактикой двигательных и речевых расстройств, а, кроме того, они благотворно влияют на детей чрезмерно впечатлительных, нервных, или же переживших какую – либо душевную травму, перенесших стресс. Так что колыбельные песни не только принесут ребенку хорошее настроение, но и помогут вырастить его здоровым.

Учите с нами:

"Доўгі дзень"

Словы Г. Бураўкіна

Музыка В. Раінчыка

 

Доўгі дзень, цёплы дзень,

Адплывае за аблокі.

Сіні цень, соны цень

Адпаўзае ў кут далёкі.

 

Збеглі зайкі ўсе ў лясы,

Змоўклі птушак галасы,

І буслы ў гняздо схавалі

Свае доўгія насы.

 

Баю-бай, баю-бай,

Вачаняты закрывай.

 

Пакрысе на расе

Патухаюць зоркі-сплюшкі,

Гульні ўсе, казкі ўсе

Пахаваны пад падушкі.

 

Спяць і мышкі, і стрыжы,

Спяць машыны у гаражы,

Ты так сама каля мамы

Ціха-ціхенька ляжы.

 

Баю-бай, баю-бай,

Вачаняты закрывай.

Баю-бай, баю-бай,

Разам з намі засынай

 

Калыханка

 Баю-баю, люлі- люлі.

 Гэта песенька матулі.

 Закрывайце, дзеткі, вочы,

 Добрай ночы, добрай ночы.

 

 Спіць над лесам аблачынка,

 Засынай, мая дзяўчынка,

 Добрай ночы, добрай ночы,

 Засынай, мой любы хлопчык.

 

 Дзед Баюн не спачывае -

 Калыханку дзеткам бае.

 Засынайце, калі ласка,

 Вам прысніцца ўночы казка.

 

 Спіць над лесам аблачынка,

 Засынай, мая дзяўчынка,

 Добрай ночы, добрай ночы,

 Засынай, мой любы хлопчык.

свернуть

"ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

“ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА”

Кансультация для родителей

  

Подготовил

Музыкальный руководитель

Левшевич Н.А..

 

Когда можно начинать приобщать ребенка к пению?

  Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребенка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни («Баю- бай», «Котенька- коток», «Ладушки», Петушок» и др.)

С чего начинать?

  Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребенок гулит, запомните их. Демонстрируйте малышу свой восторг от его вокализаций. Играйте в «попугаев»: весело копируйте лепет ребенка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте его реакцию: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; «поет» более оживленно. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в «репертуаре» ребенка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.

 Следующий этап в обучении пению – воспроизведение звукоподражаний.

Когда можно начинать обучать звукоподражанию?

  Начинать можно после того, как ребенок, слушая фонограмму, попытается подражать «голосу» животного или другому звуку. Подберите рисунки или фотографии животных, а также предметов, которые «издают» интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг, подберите их сами исходя из выбранного песенного материала. Выбирая картинки, учитывайте: узнают ли дети предметы и животных; какие звуки наиболее интересны; какие звуки дети легко воспроизводят.

 Как заниматься с малышом?

  Садитесь рядом с ребенком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте, что рады, если ребенок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издает предмет или животное, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее он начнет копировать. Например: «Вот собачка. Собачка говорит: «Ав- ав!». «Лайте», пока это нравится вашему ребенку и вам.

  Когда он научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3- 5 секунд, может быть, ребенок начнет имитировать звук сам. Если нет, помогите. Ему легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребенка. Хвалите за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.

Если ребенок легко отвлекается?

  Старайтесь пользоваться красочным обучающим материалом. Это книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время, «уроки» должны быть чрезвычайно короткими, легкими, чтобы ребенок успешно с ними справлялся. Гуляя на улице, предложите малышу повторить интересные  и несложные для него звуки( карканье, мяуканье, лаяние). Когда малыш освоил звукоподражания, можно переходить непосредственно к подпеванию, а затем и к пению коротких повторяющихся слов песенок, окончаний фраз.

Чем полезно для ребенка пение?

  Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребенка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребенка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети уверенно и чисто подпевают легкие песенки в двух - трехлетнем возрасте.

Смогут ли родители помочь малышу петь чисто?

 Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Во время разучивания песенки с малышом взрослому следует сидеть на низком стуле напротв ребенка так, чтобы лица их были на одной высоте. Ребенок может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос звучит лучше). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки куклу или игрушку, возьмите за руку. Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, «кукольным» голосом, а также звукоподражание: писк цыплят, мяуканье котят и т.п. Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь: очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: «Пой тоньше, как куколка» или «Пой толстым голосом, как мишка». Важно помочь ребенку лучше услышать свой голос. Предложите ему несколько заданий:

 - Петь, закрыв одно или оба уха ладошками.

 - Петь с закрытым ртом («ротик на замочке»)

 - Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика.

Как часто надо петь?

  Пением следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребенка. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песенки.

С какого возраста следует давать малышу музыкальные игрушки?

  С 2- 3 месяцев. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию. Для этого подойдут погремушки, разнообразные колокольчики, маленькие игрушки или предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Можно сделать погремушки сами.

Сколько этим заниматься?

  По 2 – 3 минуты несколько раз в день. Иногда можно прикрепить погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребенка, чтобы при движениях малыша они гремели.

Какие еще инструменты можно использовать?

  Бубны, трещетки, свистки, барабанчики, бубенцы и другие. Звучание следует демонстрировать ребенку негромко и ненавязчиво, чтобы он не начал бояться «музыки». Можно использовать пианино или синтезатор для извлечения самых разнообразных звуков.

Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?

  Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля.

Как заниматься с малышом?

  Прежде всего, обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребенка. Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, особенно если он реагирует на «музыку».

 

свернуть

«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

свернуть

«ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО –ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать развитие ребёнка. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”, живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания. 

Организация

Создание условий для прослушивания.

А) технические средства (муз. центр, колонка, компьютер или др.)

Б) подбор play- листов

В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку

Г) совместные походы с детьми в театр, на концерт.

 ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимодействию и формирует любовь к пению и песням.

  Организация

  1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.
  2. Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песенplay- листов. Семейное исполнение любимых песен на семейных праздниках.

 МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Поддерживает интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, клипов, театре, на концерте обращают внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.  

 Организация

  1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку
  2. Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки, кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением.
  3. Использовать как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а также танцевальных импровизаций. 

ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:

Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить музицировать на одном, двух – трех звуках индивидуально и совместно со взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).

Организация

  1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:

а) приобретение музыкальных инструментов

б) создание музыкального уголка

в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов

  1. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.
  2. Создавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках)

       Можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного мира ребёнка, более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.

свернуть

"РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ"

Ритмическая деятельность является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Рекомендации по развитию чувства ритма

  • Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
  • Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
  • Поощряйте движения под музыку

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

  • Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
свернуть

"СОЗДАЁМ ДОМАШНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК"

«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И. Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки.Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Ціха, куры, не крычыце,

Майго Ваню не будзіце,

А мой Ваня будзеспаць,

Будзе вочкі закрываць.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.

Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

С белорусскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

свернуть

"СЛУШАЕМ ЗВУКИ ПРИРОДЫ"

Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:

  • стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;
  • обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;
  • стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;
  • травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок»,то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;
  • тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;
  • желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» - маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуйте поверх края желудя. Свист будет очень громким!

Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.

свернуть

"КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ДОМА"

Огромную радость детям доставляет театр. Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры- драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий.Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребёнок в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития.Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

ТЕАТР ДВУХ КУКОЛ

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях –спектакль игрушек. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР 

Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку. Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр. К театру, доступному в домашних условиях относятся: театр ложек.Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т.п. сделаны остальные части героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т.п.), а одежда (как правило, платье в виде конуса) накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку кукловода.

ТЕАТР НА СТОЛЕ

Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр.Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.

ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть.Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам. В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.

свернуть

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР- ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ»

Пальчиковый театр это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а, играя, познает окружающий мир.  С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучиться, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. 

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

свернуть