Советы руководителя физического воспитания

Памятка для родителей: «Десять советов по физической культуре»

1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, но ни когда не показывайте своего пренебрежения к физическому развитию.

Помните: семья во многом определяет поведение и желания ребенка, в том числе и его отношением к занятиям физкультурой. Пример взрослых чрезвычайно важен. Как Вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней Ваш ребенок.

2. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребенка, всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку, поощряйте его достижения, и в ответ получите большое старание.

3. Наблюдайте за поведением и состоянием ребенка во время занятия физическими упражнениями. Иногда родители не понимают, почему ребенок капризничает и не выполняет их требований. Причиной между тем может быть усталость, скрытое желание и т. п. Постарайтесь понять причины негативной реакции.

4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжение занятий, если он не хочет их выполнять.

5. Не ругайте ребенка за временные неудачи.

6. Важно определить приоритеты Вашего ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.

7. Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если они нравятся ребенку, пусть он выполняет их как можно дольше.

8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть  небрежности, исполнения спустя рукава.

9. Не перегружайте ребенка: что доступно взрослому, не всегда полезно малышам.

10. В процессе воспитания ребенка Вас должны сопровождать три незыблемых закона: понимание, любовь, терпение.

свернуть

Как воспитать здорового и спортивного малыша? 10 принципов активной мамы

Вряд ли кто-то будет спорить, что главное условие счастья – это не деньги, карьера или развлечения, а именно здоровье. У всех нас есть какая-то общая сумма знаний о том, как можно обрести и сохранить здоровье: всего-навсего надо вести «здоровый образ жизни», который состоит из здорового питания, активного времяпрепровождения и хорошего настроения. Но как помещается этот здоровый образ жизни в нашу повседневную реальность – в ситуацию 8-часового рабочего дня, праздничного застолья, вечернего телевизора и утреннего недосыпа? Зачастую мы живём, как получится, а здоровый образ жизни со всеми его преимуществами стараемся привить детям. Но если хочешь изменить что-нибудь, будь то весь мир или твой родной ребенок, начинать в любом случае стоит с себя!

         Пожалуй, самый эффективный способ – разработать общие для всей семьи «принципы здоровья» и соблюдать их. Назовём их «принципы активной мамы».

          1. Активная мама – это та мама, которая хорошо отдыхает. Это значит, что надо уметь высыпаться (кому-то достаточно 5 часов, а кто-то не может нормально функционировать без хрестоматийного 8-часового сна), устраивать пятиминутки отдыха в течении дня, грамотно чередовать активности и сказать уверенное «нет» интернет услугам и прочим «пожирателям времени». Ребёнок активной мамы следует тем же принципам: достаточно спит ночью, отдыхает днём, если это необходимо, периоды активной игры чередует со спокойными видами деятельности.

         2. Активная мама идёт гулять при любой возможности. Она всегда объяснит ребенку, что гулять – это полезно, даже если на улице дождь или снег, на море шторм, а в воздухе – ветер. Она всегда ходит пешком и пользуется автомобилем и общественным транспортом не по умолчанию, а только в случае необходимости. Она знает толк и смысл пеших прогулок и всегда оснащена удобной обувью на ногах, интересной аудиокнигой в плеере и шагомером в кармане. Ребёнок активной мамы умеет и любит ходить пешком, у него тоже есть удобная обувь, а также темы интересных бесед, которыми он может занять спутника в дороге (да-да, вести интересные беседы – это тоже искусство, которому активная мама непременно обучит своего ребенка).

         3. Активная мама может не уметь вязать или сочинять поэмы, но она совершенно точно научится плавать, кататься на лыжах и ездить на велосипеде. Ребенок активной мамы плавать начинает раньше, чем ходить, на лыжи встает примерно в тот же момент, когда встает на ноги.

         4. Активная мама не боится замерзнуть. Она знает, что лучшее оружие против холода – это активное движение, а лучшее оружие против капризных сосудов – это контрастный душ. Ребенок активной мамы не закутан в шубу по самые уши, шапку он надевает не на всякий случай, а только когда у него мерзнет голова, а летом при любой возможности бегает босиком.

         5. Активная мама знает толк в домашней обстановке. Даже в самой маленькой квартире она найдет место для турника, тренажера, домашнего детского Т-образного спорткомплекса или детского спорткомплекса типа «Пирамида». Она знает интересные упражнения для самых разных снарядов, не падает в обморок, когда ее годовичок лезет под потолок, и сопровождает бодрые занятия бодрой песней.

         6. Активная мама умеет готовить здоровую пищу. Она знает много простых здоровых рецептов, не усложняет жизнь сложносочиненными блюдами и многосоставными салатами с майонезом, ведь она знает: большинство овощей полезно есть просто сырыми. Она не тратит много времени на готовку, чтобы его осталось больше для других интересных дел, а еще она обязательно обучит всем кулинарным премудростям своего ребенка. По крайней мере, тщательно мыть овощи и фрукты ее ребенок научится до того, как пойдет в школу. 

           7. Активная мама пьет много воды. Чистой воды у нее дома всегда в достатке и она совершенно не видит необходимости ее подогревать. Ребенок активной мамы тоже настоящий водохлеб, что неудивительно, ведь его мама умеет готовить множество вкусных напитков: ягодные морсы, компоты из сухофруктов, травяные чаи, домашний кефир и йогурт. 

         8. У активной мамы здоровый дух. Она оптимистка, умеет найти верный угол зрения в любой ситуации и знает десятки способов выйти из стресса с наименьшими потерями. Она умеет радоваться мелочам, часто улыбается ребенку, а ее ребенок готов улыбаться всему миру сразу.

         9. Активная мама – это вовсе не суперженщина. Она нуждается в любви и заботе и не стесняется говорить об этом своим близким. Она охотно помогает своему ребенку и обязательно объясняет ему, чем он мог бы помочь ей. Она не пытается решить все проблемы сама и переделать все на свете дела, – если ей нужна помощь, она обращается за ней и умеет ее принять с благодарностью. 

      10. Активная мама не переутомляется. Она знает свою норму физической и умственной работы и точно знает степень выносливости своего ребенка. Она не будет прыгать выше головы и, уж тем более, не будет перегружать маленького человека, который вовсе не обязательно должен стать чемпионом мира, зато обязательно должен расти здоровым и сильным.

свернуть

Йога для детей

О целительной силе йоги и её воздействии на организм известно давно. Она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям, укрепляет здоровье, развивает гибкость и выносливость, сосредоточенность и внимание, наделяет умением расслабляться и спокойно воспринимать окружающий мир. Можно ли заниматься йогой детям, с какого возраста и чем она может быть им полезна?

Полезна ли йога детям

У ребёнка особая психология: ему быстро наскучивает однообразие и монотонность. При этом он остро нуждается в энергичном движении и деятельности. Йога – отличный способ направить энергию в нужное русло, т.к. она предполагает разнообразие динамичных действий. Занятия помогут избавиться от излишней закрепощённости, комплексов и страхов. Выполнение асан после школы, изнурительной умственной и эмоциональной нагрузки поможет расслабиться и подготовиться к следующему дню.

К тому же во многих семьях родителям некогда общаться с ребёнком и водить его в театры, музеи, вместе смотреть интересные фильмы. Отдавая малыша на занятия в йога-студии, можно вытянуть «счастливый лотерейный билет». Кроме выполнения асан, дети поют, рисуют, читают и это всё тоже можно назвать йогой. Ребёнок видит, что его слышат и слушают, ему улыбаются, хвалят. В частности, через рисунок проявляется его понимание и восприятие мира, таким образом малыш естественно самовыражается. Занятия повышают доверие к окружающему миру, в ходе их формируются дружба и взаимопомощь, развивается смелость и другие качества.

Со стороны может показаться, что дети просто бегают и прыгают, принимая статичные позы, однако в действительности такие упражнения- асаны оказывают комплексный положительный эффект: улучшается осанка и координация движений, повышаются гибкость и ловкость. Вместе с тем дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и находят выход энергии.

В целом йога нужна детям для того же, что и взрослым. Причём, начав занятия с ранних лет, в будущем ребята могут добиться ещё больших результатов и избежать многих проблем.

С какого возраста можно начинать заниматься

Здесь необходимо говорить не столько о каком-то конкретном времени, сколько о желании. Если оно есть, то малыш с удовольствием может заниматься и в два, и в три, и будучи старше. Самым сильным стимулом является пример родителей-энтузиастов. Например, многие мамы после родов продолжают практику дома. Ребёнок начинает копировать ее движения и, таким образом, выполнять асаны. При этом всё происходит в непринуждённой форме, как игра.

Возраст действительно не имеет значения. Есть даже специальная беби-йога – для детей от двух месяцев до года, где мама с малышом погружаются в тёплую, доброжелательную атмосферу. К тому же, это прекрасная возможность заниматься йогой вместе с ребёнком, не задумываясь о том, с кем бы его оставить на время практики. Занятия сочетают все благотворные свойства прикосновения, радости движения и покоя, внимания и ласки – всего того, что так важно детям с раннего возраста.

Если ребёнок в 2–3 года может и желает выполнять упражнения дальше, стоит задуматься о групповых занятиях йогой, естественно, под руководством грамотного и опытного инструктора. Это практикуется уже во многих странах. Если есть возможность, то лучше организовать занятия для маленьких детей в доме или большой квартире. Домашняя обстановка позволит малышам вести себя неформально и раскованно.

Очень важное условие занятий – игровая форма преподавания. Это должен быть сеанс игры с лёгкими элементами йоги не более 20 минут с трёхминутным перерывом в середине на отдых. Игра заключается в подражании животным через асаны, смех, позитивные действия. Очень важно наличие креативного, общительного инструктора, любящего детей. Это основные признаки удачной группы 3–5 летних «йогинов». И, конечно же, без помощи, присутствия и поддержки родителей невозможно построить грамотные полноценные занятия.

Дети 6 лет могут уже заниматься в йога-студии. Они способны слушать и слышать указания инструктора. Занятия также проходят в игровой форме, но необходимо делать много перерывов на отдых.

Практика показывает, что тренировки ребят в 7–8 лет уже действительно похожи на йогу, хоть и адаптированную. К этому возрасту ребёнок более или менее сформировался, имеет хорошую выносливость, но двигательная активность из-за сидячего образа жизни (малоподвижная учёба в школе, работа дома за компьютером) очень низкая. У школьников увеличен волевой аспект, а значит, и концентрация на асане будет лучше и дольше, хотя занятия по-прежнему предполагают элементы игры, в которой нет места напряжению и принуждению.

Практика йоги для подростков будет развивать спокойствие, сдержанность, концентрацию. Динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят поддерживать физическую форму, повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни.

При этом руководство внимательного и чуткого, грамотного инструктора обязательно, ведь это ещё дети, причём пребывающие в состоянии физического подъёма на фоне общей психологической неуравновешенности.

 В это время инструктор должен обучать позам, помогающим преодолеть неуверенность и обрести физическое и душевное равновесие. А также и это главное – вдохновлять ребят, показывать положительный пример, но ни в коем случае не давить, не заставлять и не поучать.

Молодые люди 16–18 лет отличаются более высокой силой и энергией и могут постигать некоторые тонкие особенности выполнения асан. Они способны осваивать более сложные разнообразные техники, причём учитель не может требовать от них более высокой точности при выполнении движений. На занятиях можно увеличивать как интенсивность, так и продолжительность без перерывов.

Хороший детский инструктор – это...

Инструктору йоги необходимо знать детскую психологию и совершенствовать свои знания в этой области. Ведь есть занятия и для шестилеток, и для школьников, и для подростков. Все они строятся на понимании того, что нужно ребёнку в каждом конкретном возрасте. Потому подходы, применяемые к детям шести, семи, десяти и шестнадцати лет, должны быть различными.

Как в детском возрасте, так и в подростковом ребята бывают рассеянными, невнимательными и неуравновешенными. Тем более, сейчас, когда темп жизни быстрый, питание некачественное и несбалансированное, много соблазнов и агрессии... Дети не знают, как себя вести в обществе, допускают много ошибок, остро реагируя на грубые действия других. Необходимо уметь входить в контакт и налаживать доверительные отношения с ребёнком, быть ему другом.

Йога как игра

Дети любят животных и объекты природы, а потому хорошо воспринимают позы, подражающие им. С удовольствием, например, изображают собачку, котика, крокодила или птицу, их стойки и звуки. При этом важен факт самого выполнения, а не правильность и точность асан. Такие занятия обычно проходят весело и шумно, а результат – расслабление, удовлетворение ребёнка, желание приходить в группу снова и снова.

Обязательным условием взрослой йоги является название асан инструктором на санскрите. Но в детских группах этого делать не стоит, т.к. малыши ещё не запоминают. У детей хорошо развито образное мышление и представление, поэтому лучше проговаривать: «Поза рыбы», «Собака мордой вниз» и др.

Фикр дыхания

Справка

Дыхательные пранаямы, которые даются в йога-классах, в детском и подростковом возрасте запрещены. Единственное исключение – практика «Фикр дыхания».

Суть практики – наблюдение (сидя или на ходу) за вдохом и выдохом.

При этом важно отмечать, какие они в данный момент. Например, учащённые, что свойственно для стрессовых ситуаций, как на экзаменах или в других случаях, связанных с волнением. Отслеживая своё дыхание, осознавая его, мы уже входим в практику и начинаем его контролировать.

И подростки, и взрослые люди в состоянии в течение дня, начиная от пробуждения и заканчивая отходом ко сну, вспоминать о своём дыхании, наблюдать и познавать его ритм. Если днём были какие-то неприятности, то следя за дыханием, можно привести своё состояние в момент, как говорят йоги, «здесь и сейчас», уходя из воспоминаний и проигрывания уже прошедшей ситуации.

Попробуйте эту очень простую практику. Просто будьте сознанием в дыхании. Мудрецы говорят: «Кто познал своё дыхание, тот познал жизнь и изменил её к лучшему».

Не бойтесь отдавать детей в студии йоги. Сделайте шаг к тому, чтобы они стали здоровыми, жизнерадостными, свободными, целеустремлёнными и успешными.

свернуть

Совместные спортивные досуги и праздники в учреждении дошкольного образования как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи

Лозунг «Здоровая семья – здоровый ребёнок» с каждым годом становится всё более значимым.

Человечество за тысячи лет своего существования, накопило громадный опыт и знания, позволяющие ему быть здоровым.   Но мы, современное поколение, не в полной мере пользуемся этим опытом. Большинство людей понимают роль спорта в жизни семьи и общества, но сами порой почему - то остаются в стороне. Одни ссылаются на то, что не времени, другие не хватает терпения. В семье родители часто не задумываются над тем, что дети в первую очередь берут пример с горячо любимых ими родителями. Если ребенок не делает зарядку, значит его не приучили к этому, и гимнастика не стала для него потребностью, но не, когда не поздно приобщить ребенка к спорту. Для этого нужно единственное - личный пример. Родители должны помнить, что воспитывать интерес и любовь к спорту нужно с самого раннего детства.

      Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей в вопросе формирования здорового образа жизни воспитанников является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.  Одной из эффективных форм пропаганды здоровой и крепкой семьи в ДУ является проведение совместных спортивных праздников и досугов. Именно они помогают родителям в деле воспитания ребёнка, в повышении собственной компетентности, а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребёнка дома и в группе, а ещё сближают дошкольное учреждение с семьёй.    Их цель – приобщение детей и родителей к физической культуре и спорту, здоровому семейному отдыху, получение заряда бодрости и энергии.

    При подготовке праздника мы сталкиваемся с рядом организационных трудностей: многие мамы не решаются участвовать в состязании, а папы ссылаются на занятость на работе. Родители должны знать, что спортивные праздники, досуги, развлечения дают детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Участие в соревнованиях способствует повышению интереса физическим упражнениям формируют ловкость, решительность, выносливость.

     А родители участвуя в совместных мероприятиях получают возможность видеть, как ребенок виде себя в коллективе, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания.

  Дети видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, проникают новыми чувствами к вам и испытывают огромную радость от взаимного общения.

   Дети особенно восприимчивы к положительному примеру близких, взрослых к укладу жизни семьи. Следовательно, если меры по укреплению здоровья ребенка, предпринимаемые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка у него развиваются определенные положительные склонности и интересы.

    Дети очень любят праздники, а когда рядом папа или мама — это праздник в двойне совместные праздники они надолго остаются в памяти взрослых и детей. Мне бы хотелось отметить, что семья и детский сад во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И наши спортивные праздники, проводимые в детском саду направлены на то что бы сблизить детей и родителей и в первую очередь доставить радость детям от совместного выполнения заданий с вами уважаемые родители.

 Поэтому хочется, чтобы вы не отказывались, когда вас приглашают принять участия в спортивном празднике.

свернуть

На зарядку становись!

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку, и время от времени, разнообразность используемых упражнений.

Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например,  в городе, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начало занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудим Вас), откройте форточку или окно, включите музыку, и пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющих  движения.

При выполнением ребенком упражнений, можно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание - малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например сгибание колен, при выполнении движений для туловища.

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

  • подтягивание;
  • ходьба (на месте или в движении);
  • упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц туловища и живота;
  • упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
  • упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));
  • упражнения силового характера;
  • упражнения на расслабления;
  • дыхательные упражнения.

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие  через 3 недели начала занятий по данному комплексу.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 - 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает  100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм,но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

свернуть

Упражнения для красивой осанки

Какой вид спорта выбрать ребенку?

Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные! Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами. Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать.  Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться  и играть с мячом. К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей. Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

  • Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится. Посмотрите, как легко мячик наш катается.

  • Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу. Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

 Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам. Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

  • Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах. Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

  • Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый. Постараться должен мяч – этот друг веселый.

  • Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его. Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

  •  Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

  • Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел. Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

  • Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень. Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

  •  Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами. Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке. Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое  занятие детей. Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные! Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами. Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать.  Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться  и играть с мячом. К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей. Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

  • Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится. Посмотрите, как легко мячик наш катается.

  • Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу. Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

  •  Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам. Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

  • Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах. Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

  • Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый. Постараться должен мяч – этот друг веселый.

  • Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его. Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

  •  Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

  • Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел. Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

  • Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень. Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

  •  Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами. Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке. Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое  занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

свернуть

Советы по обучению дошкольников езде на велосипеде

Привлекать детей к спорту целесообразно с дошкольного возраста. Чем раньше каждый ребёнок начнет развиваться физически, тем здоровее и крепче будет наша нация. Ведь судьба человека во многом зависит от его деятельной активности и круга общения: будет он сидеть за компьютером или играть во дворе, общаясь с энергичными, творческими, здоровыми и крепкими ребятами.

Дошкольное физическое воспитание закладывает основы техники двигательных действий и воспитывает физические качества. Среди координационных способностей наибольшее значение при различных передвижениях дошкольника приобретает способность к сохранению динамического равновесия, в том числе и на ограниченной опоре. И самое эффективное  средство воспитания данной способности – передвижение на велосипеде.

Умение кататься на велосипеде относится к таким умениям, научившись которым, вы не забудете их и не разучитесь никогда. Даже если пройдет много времени, вы совершенно свободно сядете на велосипед и поедете.

Период обучения не всегда и не для всех проходит легко и быстро. Слёзы и ссадины – дело обычное для такого процесса. Обучая ребёнка езде на велосипеде, многие родители иногда бегут рядом. Этот способ страховки наиболее подходящий, поскольку дети, чувствуя поддержку взрослого, быстрее учатся кататься. Инструктору (маме или папе) не нужно держать велосипед за руль, седло или другую часть, так как ребёнок не чувствует устойчивости велосипеда, у него дольше формируется чувство устойчивого равновесия – ведь искать баланс нет необходимости. При таком методе обучения утрачивается самоконтроль за велосипедом. Родителю лучше всего находиться позади ребёнка, придерживая его за плечи. Не нужно руководить ездой, просто следите за юным велосипедистом.

При выборе велосипеда, помните, что он должен быть удобным, соответствовать росту и возрасту ребёнка. Для катания выберите просторное место и сразу объясните, где можно ездить, а где нет.

Научите ребёнка смотреть вперед и по сторонам, выбирать маршрут, видеть цель, следить за окружающей обстановкой. Покажите, куда ставить ноги, как крутить педали и тормозить. Объясните, как с помощью руля управлять велосипедом. Расскажите о правилах дорожного движения: о расположении велосипедистов на проезжей части, как правильно подавать сигналы рукой, научите различать сигналы светофора и понимать дорожные знаки. Ребёнок должен знать и элементарные правила безопасности – обяжите его кататься в шлеме.

Формируя динамическое равновесие у дошкольников, целесообразно выделить группы упражнений статического и динамического характера и чередовать их.

К статическим упражнениям в равновесии относят стойки на одной ноге, на носке одной ноги.

В число динамических упражнений в равновесии входят простые подготовительные упражнения, как: серийное выполнение прыжков вперед, назад, в стороны; приседание на носках;  поочередные махи ногами; подъем на носках.

Естественно, начинать обучение упражнениям следует с простых заданий, постепенно усложняя их.

Начинающим велосипедистом нужно знать правила безопасности:

  • при падении нельзя отрывать руки от руля;
  • при перестроении смотреть по сторонами обозначать свои действия жестами (выставлять руки в сторону).

Пожалуй, самое эффективное упражнение на развитие динамического равновесия – езда на велосипеде.  Чем больше времени юный велосипедист будет проводить на велосипеде, тем быстрее сформируется чувство динамического равновесия, опоры, дистанции, пространства.

Во время тренировок, следует отработать чрезвычайно важное умение – подбор педалей при поворотах. На скорости при повороте направо левая педаль должна находится в верхнем положении, при левом повороте – соответственно наверху правая педаль.

Интересно потренировать в поднятии предмета. На землю кладется какой-либо предмет (теннисный мячик , шапка и др.), велосипедист на тихом ходу (не останавливаясь) должен наклониться и поднять его.

Удачи вам, уважаемые родители, не жалейте сил и времени на обучение детей, и они вырастут здоровыми, физически подготовленными.

свернуть

Подвижные игры с детьми на природе в летний период

Лето – удивительная пора, когда целый день  можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, в лес, в парк, к водоему. Такие поездки очень полезны и познавательны. Для взрослых важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей.

Помочь в решении этой задачи могут различные игры и упражнения. Предлагаю ознакомиться с некоторыми их них.

На полянке можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:

  • побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
  • по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
  • пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
  • побегать между деревьями в различных направлениях;
  • побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.

Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.

Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»

В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …

Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.

На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель.

Лучший материал для этого  еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто  дальше бросит».  Круги на воде помогут выявить победителя.

Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.

«Сбей шишки»

На пне горкой раскладываются 6 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.

«Заполни ямку»

В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.

«Палочка – выручалочка»

Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:

Палочка пришла – никого не нашла!

Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:

  • Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.

Найденный ребенок тоже бежит к палке,  стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:

  • Палочка –выручалочка, выручи меня!

Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может незаметно подбежать к палочке –выручалочке и сказать:

  • Палочка – выручалочка. Выручи всех!

Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.

«Кто быстрее добежит»

Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Игровые упражнения с прыжкам

Спрыгнуть с поваленного дерева.

Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к  дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.

Не стоит забывать, что воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазать по деревьям! Это вообще противопоказано детям, так как связано с подтягиванием на руках, натуживанием, задержкой дыхания. Для переползания подойдут поваленные деревья, а для подлезания    - низко растущие ветки деревьев.

Выезжая на прогулку не забудьте про игры с детьми!

В игре ребенок развивается, как личность!

свернуть

Зимние виды спорта для детей