Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие движений у детей"

13.05.2021

Консультация для родителей

«Влияние музыки на развитие движений у детей»

      Музыка является самым эмоциональным из искусств, поэтому она так близка впечатлительной натуре ребёнка, в этом и заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребёнок упражняется в движении, осваивает его.

     Специально подобранные музыкально-ритмические движения углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

      В детском саду ребёнок действует в коллективе. Совместные активные действия детей развивают целеустремлённость, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

      Исполнение музыкальных игр, плясок требует от ребёнка быстрой реакции на изменения в музыке, на движения других детей, инициатив в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

      Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения ещё не точны и порой несогласованы с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребёнка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли.

     На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе. Реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают и т.д.).

       На пятом году жизни  у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; регистры – высокий, низкий; темп – быстрый, умеренный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения, они могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

        Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями.

       Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

       Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей:

   Совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

      Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребёнка: дети становятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребёнок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что движением может передать своё отношение к музыкальному образу, т.е. можно говорить о становлении творческого воображения.

       Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлений природы.

       Каждое музыкально-ритмическое задание нужно осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

         Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.